Previous Entry Поделиться с другом Next Entry
Кони апокалипсиса.
Шинсу
quest4sanity
В продолжении прошлого поста о колесе Сансары.

Есть в Апокалипсисе место, где фигурируют четыре коня (подозрение уже закрадывается?). Эти кони имеют следующие цвета: белый, рыжий, вороной и бледный, - появляются в повествовании именно в таком порядке. Не так, чтобы в Библии очень часто обсуждались качества коней, не в чести они здесь. Но вот, скажем у Захарии они тоже есть, и цвета тоже похожи, за исключением того, что четвертый конь там не бледный, а пегий (черно-белый).

Итак, мы имеем три архетипических цвета, значения которых неизменны от культуры к культуре. Белый символизирует саттву (Восток). Красный (рыжий) символизирует раджас (Юг). И черный (вороной) символизирует тамас (Запад). Остался последний конь. В принципе, по тому, что он имеет цвет переходной между черным и белым, уже все должно быть ясно. Но, однако же, в Апокалипсисе оказалось написано несколько поинтересней. В оригинальном греческом тексте для цвета четвертого коня используется слово "хлорос". Его переводы: "зеленый", "бледно-зеленый", "хлорный" и лишь как маргинальное значение "бледный".

Итак, возвратимся к христианской космогонии и обратим внимание на то, что "Север — место холода и тьмы, где зарождается нерукотворный свет". С холодом и тьмой все понятно. Но вот "нерукотворный свет", разберемся сейчас с ним.

Совсем недавно обсуждались свойства библейского золота. Вот здесь:
http://quest4sanity.livejournal.com/142656.html
http://quest4sanity.livejournal.com/142849.html

Там мы выяснили, что золото в Библии символизирует устойчивость ко греху. Но вот, о чем мы там не писали, так это о том, что тонкая пленка золота на просвет выглядит бирюзовой (или бледно зеленой). Так же мы не говорили о том, что хлорная вода является одним из очень немногих веществ, способных растворять золото при комнатной температуре. Думаете греки этого не знали? Сложный вопрос. Если сейчас соединения хлора иногда используют для извлечения золота из руды, то, теоретически, так же могли поступать греки того времени? Или думаете это знание могло миновать символический язык? Я вот лично и в этом сомневаюсь. Мне все таки кажется, что Иоанн применил слово "хлорос" по отношению к четвертому коню именно для того, чтобы акцентировать, что на апогее неведения и страдания в человеке зарождается сопротивление ко греху. И именно это сопротивление растет на пути от Севера до Востока, постепенно замещая страдание, пока восприятие человека не превратится в чистую саттву.

Вот вам и четыре коня: белый, красный, черный и зеленый.

Update: Тут обратили мое внимание на то, что само понятие Хлор как химический элемент было введено в обиход лишь в середине 18-го века. А что было до этого, и почему в качестве названия было выбрано слово, производное от "хлорос", пока что для меня остается темным лесом. Так что химические ассоциации пока ИМХО являются самым слабым и самым спорным звеном в моих рассуждениях. А потому!...

Следующий пост посвящен тому, как связан зеленый цвет со способом добычи золота, существовавшим во времена Христа.
http://quest4sanity.livejournal.com/144478.html

Ссылки по теме:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/biblerus/65771/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%8C



Исходная запись была опубликована в журнале на DreamWIDTH:
http://quest4sanity.dreamwidth.org/125750.html

?

Log in