Previous Entry Поделиться с другом Next Entry
Море стеклянное, подобное кристаллу
мост
quest4sanity
Разбираясь с библейскими текстами мне лично хочется думать, что их авторы были людьми мудрыми и всевидящими. Нормальное такое языческое желание. И не скажу, что это плохо. Скорее напротив - чем больше человек ожидает от книги, чем лучше он относится к ее автору, тем с большим вниманием он к ней подходит. Другое дело, что рано или поздно иллюзии начинают разрушаться. Точно так же развивались мои отношения с Иоанном Богословом.

Чем глубже я вгружаюсь в Апокалипсис, тем больше мне кажется, что Иоанн был не столько провидцем, сколько интеллектуалом, причем в педагогическом смысле достаточно ленивым. Там, где в Ветхом Завете и в Евангелии авторы облекают духовные символы в истории, дабы сделать их более удобочитаемыми, Иоанн просто лепит их в одну кучу, совершенно не заботясь о том, как читатель эту кашу переварит. Да, я в курсе, что есть гипотеза, будто бы он все это увидел своими глазами, но: во-первых эта гипотеза основывается исключительно словах из Откровения, а во-вторых, если вы перестаните заниматься самокозлением (вроде, что вы не достойны или слишком тупы) и попробуете честно нарисовать себе тот образ, который создается текстом Иоанна, то увидите, что картина получается крайне эклектичная и неудобоваримая. Там все противоречит друг другу. И в итоге получается, что, или он видел одно, а написал другое, или вы просто не понимаете языка произведения. В первом случае такой текст является бесполезным, а вот во втором... Короче остановимся на нем.


Вот текст:
4:6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

Оставим в покое животных (не до них сейчас), разберемся с морем. В той картине, которую рисует Иоанн, вы можете себе представить море перед престолом? Вот у меня, например, если я читаю с самого восхождения Иоанна на небес, вырисовывается только лужа, ну или в крайнем случае пруд - слишком там мало места. И кроме того:
4.4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
4.5. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;

Они что в море стояли? А животные тоже в море? Нет друзья, так не пойдет. Шизофренией я не страдаю и наркотиков не употребляю.

А потому вот моя версия стиля работы Иоанна. Будучи опытным в духовных практиках и интеллектуалом по складу души, Иоанн отлично знал, какие именно символы принято использовать для обозначения тех духовных переживаний, с которыми он столкнулся. Но посколько он не имел ни поэтических, ни писательских наклонностей, то подходил к процессу соединения этих образов сугубо форматорно. То есть, он брал нужные образы и соединял их исключительно стилистически, а уж как итоговую кашу переварит читатель - то, как говорится, "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

Плохо это или хорошо? Я бы вообще не хотел рассуждать в подобных категориях. Таков стиль Иоанна. Если мы его поймем и на него настроимся, то сможем даже извлечь из него пользу. Ведь его стиль совершенно не позволяет укрепиться в нас иллюзии неверного понимания, столь характерной для работы с текстами Ветхого Завета. Да, текст Иоанна трудно читать. Но, заметьте, трудно его читать только НЕПРАВИЛЬНО. Если вы понимаете, как надо с ним работать, то все трудности чудесным образом исчезают.

Итак, возвращаемся к стеклянному морю. Начнем разбор.
- Первый, самый главный символ - это море. Выскажу гипотезу (а я это уже писал в тексте о "Пахтании океана", что море символизирует область, где человек не может ни жить, ни перемещаться (под водой). Так же море разделяет суши. То есть море вполне может символизировать области бессознательного. На текущем этапе это пока гипотеза, но гипотеза очень многообещающая.
- Следующие образы - вспомогательные. Это: стекло, являющееся твердым прозрачным материалом, и кристалл, указывающий не просто на прозрачность, а на кристальную прозрачность.

Таким образом мы получаем твердое, непоколебимое абсолютно чистое и прозрачное подсознание. Буддисты называют такое состояние ума ваджрарным (алмазным) умом. Вот и все.

А вот как трактует "стеклянное море" некий Иеромонах Пантелеимон:
Можно предполагать, что это души людей не от мира сего, не волновавшихся житейскими бурями, но подобно кристаллу, отражающему семь радужных цветов, проникнутые семью дарами Благодати Духа Святого. Таким образом, совокупность этих блаженных душ могла представлять как бы море стеклянное, кристаллоподобное, пред Престолом суда, которому они призваны соприсутствовать.

Не правда ли, трактовка похожа?



Исходная запись была опубликована в журнале на DreamWIDTH:
http://quest4sanity.dreamwidth.org/127787.html

  • 1
Здесь не обойтись без сравнения с морем Соломона:

И сделал литое из меди море,- от края его до края его десять локтей,- совсем круглое, вышиною в пять локтей, и снурок в тридцать локтей обнимал его кругом.
Подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть, окружали море со всех сторон в два ряда; подобия огурцов были вылиты с ним одним литьем. Оно стояло на двенадцати волах: три глядели к северу, три глядели к западу, три глядели к югу и три глядели к востоку; море лежало на них, и зады их обращены были внутрь под него.
(3. Цар. 7)

И числовая символика (12) та же, что у Иоанна.

Поэтому я и сказал, что трактовка символа "море" пока рассматривается мной как гипотеза (пусть даже и вероятная). Ее нужно будет еще отсмотреть на протяжении всего Ветхого и Нового заветов. Работа это большая, сейчас мне ее поднять не по силам.

Описанный вами случай осложняется тем, что в качестве материала выбрана медь, а так же нумерологией. Это две пока достаточно темные для меня темы. То есть, из данного образа вытекает лишь то, что "море" может быть и не морем в нашем понимании, а некоторым храмовым артефактом. И тогда все равно встает вопрос, на что именно этот артефакт указывает. Максимум, что можно предположить сейчас, это то, что данное "море" использовалось как зеркало (что характерно для культуры того времени). И тогда данный символ мог так же указывать на спокойный все отражающий ум.

По http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/ternii02.shtml

Входя в рай (евр. Пардес - в каббале четыре уровня постижения Торы) вместе со своими товарищами, р. Акива сказал им:

Когда подойдете к камням из чистого мрамора, не говорите: вода! вода!, ибо сказано: говорящий неправду не устоит предо мною.
(Талмуд, Хагига)

Зеркало толкования очаровывает и притягивает глубиной своих возможностей. Начинающему адепту при первом знакомстве кажется, что он столкнулся с чем-то святым. Однако толкование - лишь техника исследования закона. Попытка восторгаться или играть ею, молиться ей есть идолопоклонство и нарциссизм. Такое поведение не заслуживает ничего, кроме осмеяния.

Для встречи царицы Савской Соломон выбрал павильон, весь из стекла выстроенный. Показалось царице, что царь не стеклом, а водою окружен - и безотчетным движением подняла она края одежд, до колен своих обнажив ноги свои. Увидел Соломон, что ноги у нее волосами обросли, и сказал: некрасиво это у женщины.
(Агада)

Царица Савская иногда отождествляется с Лилит - первой женой Адама, матерью демонов, получеловеком-полузверем; по преданию Лилит танцевала перед Соломоном, имевшему власть над всеми духами. Сюжет про чудесный пол мы встречаем и в Сутре о мудрости и глупости.

Открылась дверь, ведущая во внутренние покои дома. Огляделся царь: полы здесь были сделаны из ляпис-лазури, такой прозрачной, как вода. Потолки комнат были расписаны фигурами диких зверей, морских чудовищ, рыб. От колебания воздуха эти фигуры [как бы] двигались, отражаясь в полу. Царь подумал, что это настоящая вода. "Это не вода, а голубая ляпис-лазурь", - отвечал Данцила и, сняв с руки браслет, бросил его на пол. Царь, видя такое, вступил во внутренние покои. Затем в комнате, сделанной из семи сортов драгоценностей, было поставлено сиденье из ляпис-лазури, и царя попросили занять его. В той комнате находилась жена домохозяина, из глаз которой текли слезы.

Проходя через четверо ворот дома Данцилы, у которых сидят привратницы-служанки, царь находит внутри настоящую жену и занимает трон мессии, сидящего на водах (Иез. 28).

Зеркало - инструмент исследования закона через отражение. Вначале человек видит только эгоистическую фазу своей деятельности, ложное я (на Востоке - аханкара) и не получает никаких положительных результатов. Если хочешь добиться плодов, нужно самому войти в зазеркалье через истинное отречение, а не просто созерцать, глядя на отражение. Созерцание - пустые слова, но осуществление перехода - настоящее дело.

Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
(Иакова 1:23)

Чтобы познать запредельное, нужно перевернуть зеркало или самому нырнуть за него (об этом говорят сказки: Алиса в Зазеркалье, Королевство Кривых Зеркал, Маленький принц...). Это зеркало расположено в нашем сердце.

Внутри сердца есть зеркало, но лика [Всевышнего] не видно. Лик можно увидеть только тогда, когда сомнения покинут сердце.
(Кабир)

В зазеркалье можно перейти лишь через преодоление собственного эгоизма. Серебряное зеркало - это луна, на которую попадает заяц в награду за свои подвиги, о чем говорят восточные сказки и легенды. Джатака о зайце рассказывает, как бодхисаттва-заяц совершает жертвоприношение, чтобы накормить собой голодного:

С великой радостью он бросился в пылающий огонь, как будто скряга, вдруг увидевший сокровища, или как дивный лебедь, ныряющий в заросший лотосами пруд... Еще теперь на полном месяце сияет в небесах изображенье того зайца, как будто отраженье в зеркале серебряном.

Заяц не только смотрит в огонь, но и не боится войти в него сам. Прыгая в костер, он совершает отречение не понарошку, не в одном благом намерении, а на самом деле, и белая богиня Луны дает ему овладение зеркальной йогой и способность прозревать запредельное. Предпринимая определенные шаги и беря на себя чистые обеты, человек способен достичь личной цели совершенства.

Рассмотрения "моря" как "зеркала", а "зеркала" как механизма проективной деятельности ума - это интересная тема, хотя для меня пока и спорная. Просто потому, что не приходилось еще нигде в священных текстах и комментариях к ним с такой трактовкой сталкиваться.

  • 1
?

Log in