Previous Entry Поделиться с другом Next Entry
Обязанности колесничего (ума человека)
мост
quest4sanity
Небольшая цитата из Махабхараты (в варианте Чопры).

- Какой первый долг колесничего?
- Его первейшая обязанность, это желание умереть за своего господина.
- В чем состоит его вторая обязанность?
- Она состоит в том, чтобы делать без страха все, что благоприятно для его господина, нравится это господину или нет.
- И?
- Защищать господина от чрезмерной заботы, в частности от материнской, и заботиться о благе господина. И еще, честь господина важнее чем жизни колесничего.


Тут надо вспомнить, что в ведической мифологии колесница ассоциируется с телом человека, лошади с желаниями, возница (или колесничий) с умом, а господин с Бодхи, индивидуальностью человека - тем, что в Четвертом Пути называется сущностью.

Таким образом суть этого диалога выглядит следующим образом:

- Ум должен стремиться уйти от активности, предоставив сущности всегда, когда это возможно, воспринимать мир напрямую (минуя его умствования).
- Для этого он должен быть правильным способом тренирован. Он должен знать, что сущности полезно, а что нет, и всегда делать то, что ей полезно, даже если она сопротивляется.
- Именно на ум ложится работа по решению бытовых проблем ("материнская забота" означает жизненные обстоятельства, сформировавшие человека).
- Следование внутренней природе сущности важнее способности думать (слово "честь" обозначает следование внутренней природе носителя чести).

О термине "честь" можно прочитать здесь: http://quest4sanity.livejournal.com/147058.html


Исходная запись была опубликована в журнале на DreamWIDTH:
http://quest4sanity.dreamwidth.org/128153.html

  • 1
А что тебе непонятно с честью? Драупади - честь Пандавов, та, что чтит Дхарму выше жизни. Тело не должно вставать на пути у воина духа и если надо, уступить место духовному напряжению, например в аскезе.

Не понятно, что за психический процесс прячется за термином "честь", почему герои Ведического эпоса так за нее цепляются.

Может быть, самоуважение и память о своей высокой природе?
---
Просто потрясающая вещь.

Из последних наблюдений.
"Честь" кшатрия в Ведах является антиподом "оскорбления". Обучая Карну Парашурам говорил: "если ты оскорбишь свои стрелы неправедными целями, то я заберу у тебя знания в тот момент, когда ты будешь больше всего в них нуждаться". Получается, что "оскорбление" действительно является чем-то вроде искажения изначального импульса. Может быть даже можно говорить о природе импульса воли, который и символизируют кшатрии.

Природа импульса воли... это так сложно. Это нечто вроде предназначения по-русски?

Каждый акт проявления воли имеет свое качество. Кшатрии - это именно качества проявления воли. А Риши - это качества восприятия. И воля и восприятие могут проявляться по разному. Поэтому кшатриев и риши так много. В каждой конкретной истории они указывают на разные психологические условия. Я в последнее время очень часто критикую Махабхарату от 2013 года. Там превратили эпос в драму. Но драма подразумевает наличие внутреннего конфликта (например, внутри Дхритараштры или Арджуны). Но в эпосе не может быть внутренних конфликтов. Там все внутренние конфликты выведены вовне и антопоморфезированы.

Edited at 2015-04-22 01:08 pm (UTC)

Мне представлялось всегда, что любой такой текст представляет путь изменения восприятия отношений Бога и человека, независимо от формы.
Спасибо, про кшатриев и риши подумаю.

Скажем так, практически все Ведические тексты в той или иной степени рассматривают конфликт эго и Бога человека. Всегда эго бросает вызов Богу. Всегда оно пытается занять его место. Но вот вся канва истории как правило очень тонко нюансирована. Например Махабхарата рассматривает Його-Тантрическую ситуацию. За то говорят 5 пандавов (5 элементов) и то, что Кришна всегда ходил с павлиньим пером (павлин - символ тантры). Отсюда и то, что сюжет плавно интрига за интригой приближается ко всесметающему Курукшетру. И, опять же, совершенно не случайно Кришна начинал как Воришка масла, потом перешел в разряд пастуха, чьей флейте невозможно сопротивляться, а потом и как колесничий Арджуны.

Мне это напоминает слова Бахауллы: "Я сотворил тебя богатым, отчего же ты ввергаешься в нищету? Благородным создал Я тебя, что же ты унижаешь себя?"

Вне контекста фраза не понятна. Может значить что угодно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account