Previous Entry Поделиться с другом Next Entry
Свиньи жемчуг и бисер
мост
quest4sanity
Продолжаем вспоминать о значении различных образов в религиозных текстах. На этот раз речь пойдет о свиньях.

Что приходит первым в голову, когда мы слышим слово "свинья"? Чаще всего перед глазами сразу встает образ грязного животного, которое не пропускает ни одной лужи, и которое обожает эти грязные лужи больше, чем что бы то ни было другое. По сравнению с этим ее качеством остальные, вроде всеядности, как-то отходят на второй план. Поэтому в тех случаях, когда надо показать близость к материалистическому мировозрению, лучшего образа, пожалуй, не найти. Ведь все, связанное с материей, принято обозначать как "прах" или "грязь". Таким образом с помощью любви к грязи, которую олицетворяет свинья, в духовных текстах фактически обозначается тяга к материальному вообще и материализму в частности.

Для примера рассмотрим цитату:
"Не мечите свой бисер (жемчуг) перед свиньями. Сперва бисер разметут, а потом и на вас набросятся."

Под жемчугом или бисером подразумевается понимание, полученное кропотливой, скрупулезной и долгой духовной работой. Для того, чтобы выстроить духовное понимание нужно очень много очень точных усилий, что безусловно требует много времени. Точно так же требуется много времени и труда, чтобы вырастить жемчужину, или чтобы сплести бисерный узор. Подобные усилия делают ум предельно точным и предельно внимательным к нюансам. Материалисту такие нюансы непонятны. Он относится к жизни предельно просто и не чурается в своем отношении насилия. Если попробовать начать ему объяснять все тонкости и нюансы, связанные с духовной работой, то самое легкое, что он сделает, это начнет сказанное ему осмеивать. На практике, материалистически настроенные люди все связанное с духовностью просто объявляют глупостью и одним "движением" ума выбрасывают на "помойку". А, сделав это в своем уме, они начинают глумиться и над теми, от кого к ним подобная информация пришла, а в худшем случае еще и пытаются "обратить" в свою материалистическую веру. Переубедить материалиста или объяснить ему из-за его низкой чувствительности к нюансам, практически невозможно. Поэтому общение с ним после акта "метания бисера" напоминает моральное изнасилование с его стороны.

См. так же: http://quest4sanity.livejournal.com/11200.html

Update (14-08-2011): Все таки, думаю, нельзя скидывать со счетов ВСЕЯДНОСТЬ свиней. Допускаю, что именно это качество, а не материализм, послужило основой для выбора свиньи как символа. То же касаемо жемчуга. Дело не в том, сколько делается жемчуг. Дело в том, что, чтобы его достать, необходимо погрузиться на очень большую глубину. Духовно всеядный человек не способен оценить ценность той духовной работы, которая требуется на погружение в низы своей души, и ту скрупулезную точность, с которой это надо делать (метание бисера).

  • 1
по моим наблюдениям в роли "свиней" как правило выступают женщины. Они же превращают в "свиней" мужчин. Начинается все с мамы, потом жена заканчивает коррекцию. С одной стороны, можно понять - материнский инстинкт накормить детей до сыта и созидание очага. Но остановиться в материальных желаниях редко какая может. Опять же, соревнование в предметах владения у мужчин развивается от того, что ценность им (машинам, вещам) предают женщины.

Да. Это люди заметили очень и очень давно, и эта особенность женщины тоже нашла свое отражение в символическом языке:
http://quest4sanity.livejournal.com/49143.html
http://quest4sanity.livejournal.com/44478.html
http://quest4sanity.livejournal.com/14708.html

"Принимая одно, но отбрасывая другое, вы упускаете целое". :)

Кто сказал про отбрасывание?

Я какое-то время назад пришёл к выводу, что бисер, прежде всего, никому не надо навязывать. Тот, кому он нужен, сам придёт и спросит, когда придёт его время.

Материалист никогда не интересуется вещами, которые называют "бисером". Он считает их бесполезными и глупыми. Если человек вдруг ими заинтересовался, то он уже не подходит под категорию "свиньи".

PS: данный пост относится к толкованию символического языка религиозных текстов. Сам по себе, без применения описанного в нем толкования в процессе чтения оных, этот пост имеет малую ценность.

Я понял, что вы имели в виду, как и смысл поста. Извиняюсь, если не выразился достаточно прозрачно - своим ответом я предложил идею не "метать бисер" вообще ни перед кем. Потому что тому, кто в состоянии понять ваше "понимание, полученное кропотливой, скурпулезной и долгой духовной работой" оно не нужно; тому же, кто понять не в состоянии - объяснять бесполезно.

Не думаю, что это правильно. Если бы все обстояло таким образом, как вы описали, то любое общение было бы бессмысленным. Но на практике общение имеет смысл между +/- равными в понимании людьми (по крайней мере по качеству тонкости восприятия). А вот разговор между людьми с очень разными восприятиями действительно бесполезен, ибо информации будет течь только в одну сторону - грубое понимание будет вытеснять тонкое.

Упор был на полезность общения.

То, что свято, киньте собакам.
Перед свиньями мечите бисер.
Ибо это то, что отдается.

Борхес

Мне еще кажется, что "бисер" - это такой разбор тонкостей работы. Вот как если бы гончар начал рассказывать человеку, далекому от ремесла, как именно нужно держать руки при центровке и что за разницу чувствуют кончики пальцев, когда тянешь дно или формуешь верх. А в духовной работе таких тонкостей весьма много, и кое-что может звучать странно, или непонятно, или волшебно для постороннего. Поэтому "свиньи" не замедлят "откомментировать", переделать смысл и, в итоге, свести на нет пользу от них, не понимая, для чего этот бисер нужен.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account