?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться с другом Next Entry
Пример поиска исходного смысла устаревших слов
мост
quest4sanity
Давно хотел найти наглядные примеры, иллюстрирующие технологию поиска альтернативных смыслов слов и образов или, иначе говоря, технологию расшифровки духовных текстов. Но для этого мне были нужны такие примеры, чтобы, с одной стороны, можно было взять оригинальный текст, провести над ним ряд преобразований и получить другой смысл, а с другой, чтобы при этом, такие преобразования обязательно выглядели бы логично или даже напрашивались сами (своего рода "ученический" вариант). Ведь не секрет, что у человека, который в первый раз сталкивается с символическими трактовками духовных текстов, поначалу часто возникает ощущение, что его пытаются надуть.

И вот подвернулся хороший случай. Ниже вы можете увидеть подборку цитат Сенеки, современника Христа. После этих цитат пойдет разбор, который покажет, что во времена Сенеки слово “философия” и “филология” скорее всего понимались не так, как сейчас. Печатается по изданию П.С. Таранова “Анатомия мудрости”: “120 философов”. Симферополь: “Реноме”, 1997. Учение. О философии.

  1. Как много бесполезного в том, чем занимаются философы! Как много устаревшего!..
  2. То, что было у нас раньше философией, стало филологией с тех пор, как мы учим тому, как следует спорить, а не тому, как следует жить.
  3. Самое имя философии достаточно ненавистно. Что же будет, если мы, философы, станем выделяться среди других людей странными привычками.
  4. Философия учит делать, а не рассуждать. Она требует, чтобы каждый жил согласно ее закону, чтобы жизнь не расходилась с речью, она не терпит пестроты, расхождения в поведении.
  5. Философия - не хитрая затея для толпы, изготовленная для показа; она не в словах, а в делах. Ее значение не в том, чтобы помочь забавно провести день или убить скуку во время досуга. Она образует и формирует дух, упорядочивает жизнь, управляет действиями, указывает, что надо делать и чего не надо делать; она сидит у руля и проводит судно через опасность волн. Без нее никто не может быть спокоен. Ежечасно происходит бесчисленное множество событий; они требуют совета, который надо просить у нее.
  6. Луциллий! Чем дороже груз, которым владеет путешественник, тем более он заботится о спокойствии волн и благодарен Нептуну за это спокойствие. Так и философ: ему нужен мир в государстве - чтобы размышлять в покое, - и он благодарен тому, кто дарует нам этот мир... Вот отчего я так забочусь о силе Цезаря и славлю его власть!
  7. Истинно свободным может считаться только одно занятие, делающее нас свободными, а именно возвышенное, чистое высокое занятие философией.
  8. Философия и целебна, и приятна в одно время.

Итак. Если мы возьмем данный текст как есть, со всеми нашими языковыми привычками (относительно слова “философия” и “филология”), то нам останется только предположить, что, Сенека был книжным червем, весьма далеким от жизни. Ведь в современной жизни философы и филологи это как правило люди интеллектуальные (не сказать замороченные) и весьма далекие от практического подхода к жизни. Но если мы изучим историю жизни Сенеки, то поймем, как далек такой вывод от правды.

Но давайте начнем с того (а начинать надо всегда именно с этого), что автор не идиот и не простак. Ибо, если он идиот, то какой тогда нам смысл изучать его произведение? Раз уж мы приняли решение начать читать какую-то книгу, то давайте будем последовательны и сперва проверим гипотезу, что автор понимал, о чем он пишет, и идея, которую он стремился донести - это не полная бессмыслица. Иначе наше поведение будет слишком уж лицемерным - мы же не школьную программу изучаем. Если нам поначалу тяжело на подобную позицию встать, то будет полезно вспомнить Фердинанда де Соссюр с его “ассиметричный дуализмом языкового знака”. Кстати, вот тут по ссылке популярная иллюстрация: http://www.shishlov.info/read/?act=9&page=13, если вдруг кто не знает, что скрывается за этой фразой. Из небольшого текста по ссылке (Клюев, "Меж двух стульев") можно что-то понять, а можно просто так - повеселиться. Автор, безусловно, талантлив и знает толк в "извращениях".

Вторым шагом, когда мы признали здравый смысл автора, нам нужно попробовать встать на его место и попытаться найти такую мысль/идею/образ, ради выражения которой мы бы захотели подобрать именно такие слова и расставить их именно в таком порядке. Описанная стратегия, конечно, не гарантирует, что мы обязательно поймем позицию автора, но по крайней мере она повысит вероятность этого события.

Что-то у нас получится, но вероятнее всего мы наткнемся на ряд мест в тексте, которые будут вызывать диссонанс кажущимся отсутствием смысла. Скажем, в данном случае меня сильно коробит слово “философия”. Оно здесь настолько не к месту, что настойчиво напрашивается мысль, будто автор под ним понимал нечто другое, не то, что понимается сейчас. Перебрав доступный мне словарь и вспомнив, что “фило-софия” переводится как “любовь к мудрости”, я выбрал вместо него слово “религия”, а вместо “филологии”, соответственно, слово “теология”. Плюс к этому произвел минимальную стилистическую корректировку. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

  1. Как много бесполезного в том, чем занимаются религиозные люди! Как много устаревшего!..
  2. То, что было у нас раньше религией, стало теологией с тех пор, как мы учим тому, как следует спорить, а не тому, как следует жить.
  3. Самое имя религии достаточно ненавистно. Что же будет, если мы, религиозные люди, станем выделяться среди других людей странными привычками.
  4. Религия учит делать, а не рассуждать. Она требует, чтобы каждый жил согласно ее закону, чтобы жизнь не расходилась с речью, она не терпит пестроты, расхождения в поведении.
  5. Религия - не хитрая затея для толпы, изготовленная для показа; она не в словах, а в делах. Ее значение не в том, чтобы помочь забавно провести день или убить скуку во время досуга. Она образует и формирует дух, упорядочивает жизнь, управляет действиями, указывает, что надо делать и чего не надо делать; она сидит у руля и проводит судно через опасность волн. Без нее никто не может быть спокоен. Ежечасно происходит бесчисленное множество событий; они требуют совета, который надо просить у нее.
  6. Луциллий! Чем дороже груз, которым владеет путешественник, тем более он заботится о спокойствии волн и благодарен Нептуну за это спокойствие. Так и религиозный человек: ему нужен мир в государстве - чтобы размышлять в покое, - и он благодарен тому, кто дарует нам этот мир... Вот отчего я так забочусь о силе Цезаря и славлю его власть!
  7. Истинно свободным может считаться только одно занятие, делающее нас свободными, а именно возвышенная, чистая высокая религиозная деятельность.
  8. Религия и целебна, и приятна в одно время.

Маленькое изменение, и, казалось бы, “странный” текст становится совершенно логичным и вполне современным. Правда, остается вопрос, насколько такое действие является правомерным?... Но давайте рассуждать с практической точки зрения. В конце концов, мы же не знаем, что НА САМОМ ДЕЛЕ имел ввиду автор, и никогда этого не узнаем. Мы можем только предполагать. И в то же время только от нас самих зависит, проведем мы за книгой время с пользой для самих себя, или в очередной раз потратим время впустую. В том-то и проявляется талант читателя, чтобы найти душеполезный смысл в тексте, которому он уделяет внимание.

Исходная запись была опубликована в журнале на DreamWIDTH: http://quest4sanity.dreamwidth.org/107664.html


  • 1
Нам в университете примерно этот подход объясняли) Правда, с упором на возможность доказать перемену смысла.
Если интересно - поищу статью преподавателя. Там XVI век и смыслы слов "правда" и "вера" в русских текстах.

Давай. Дело интересное. А то время от времени возникает потребность обосновать те или иные свои методологические подходы. И вот тут бывает полезно знать, как в подобных (или похожих) ситуациях поступают другие исследователи.

http://krotov.info/history/16/liorente/yurganov1.html
вспомнила далеко не сразу, но вот :)

Ага, спасибо, посмотрю.

Да,второй вариант читать проще :). Но вообще-то и так понятно,что "философия" в первом случае - это система жизненных принципов,сродни религиозным.Как-то так.

Не думаю, что это понятно всем. Скажем мне, когда я учился в институте, это понятно не было. :)
Но думаю, что и другие примеры будут. Как говорится, начало положено.

Кроме того, этот пост был не столько о философии, сколько иллюстрацией метода поиска толкований "странных" слов в текстах. Если мы возьмем Библию, то там таких "странных" слов около 70%. Можно эти слова перевести, но это будет выглядеть слишком сомнительно. Поэтому вот такие околоочевидные (ученические) примеры. :)

Edited at 2013-02-15 11:11 am (UTC)

  • 1