quest4sanity (quest4sanity) wrote,
quest4sanity
quest4sanity

Categories:

Пример поиска исходного смысла устаревших слов

Давно хотел найти наглядные примеры, иллюстрирующие технологию поиска альтернативных смыслов слов и образов или, иначе говоря, технологию расшифровки духовных текстов. Но для этого мне были нужны такие примеры, чтобы, с одной стороны, можно было взять оригинальный текст, провести над ним ряд преобразований и получить другой смысл, а с другой, чтобы при этом, такие преобразования обязательно выглядели бы логично или даже напрашивались сами (своего рода "ученический" вариант). Ведь не секрет, что у человека, который в первый раз сталкивается с символическими трактовками духовных текстов, поначалу часто возникает ощущение, что его пытаются надуть.

И вот подвернулся хороший случай. Ниже вы можете увидеть подборку цитат Сенеки, современника Христа. После этих цитат пойдет разбор, который покажет, что во времена Сенеки слово “философия” и “филология” скорее всего понимались не так, как сейчас. Печатается по изданию П.С. Таранова “Анатомия мудрости”: “120 философов”. Симферополь: “Реноме”, 1997. Учение. О философии.

  1. Как много бесполезного в том, чем занимаются философы! Как много устаревшего!..
  2. То, что было у нас раньше философией, стало филологией с тех пор, как мы учим тому, как следует спорить, а не тому, как следует жить.
  3. Самое имя философии достаточно ненавистно. Что же будет, если мы, философы, станем выделяться среди других людей странными привычками.
  4. Философия учит делать, а не рассуждать. Она требует, чтобы каждый жил согласно ее закону, чтобы жизнь не расходилась с речью, она не терпит пестроты, расхождения в поведении.
  5. Философия - не хитрая затея для толпы, изготовленная для показа; она не в словах, а в делах. Ее значение не в том, чтобы помочь забавно провести день или убить скуку во время досуга. Она образует и формирует дух, упорядочивает жизнь, управляет действиями, указывает, что надо делать и чего не надо делать; она сидит у руля и проводит судно через опасность волн. Без нее никто не может быть спокоен. Ежечасно происходит бесчисленное множество событий; они требуют совета, который надо просить у нее.
  6. Луциллий! Чем дороже груз, которым владеет путешественник, тем более он заботится о спокойствии волн и благодарен Нептуну за это спокойствие. Так и философ: ему нужен мир в государстве - чтобы размышлять в покое, - и он благодарен тому, кто дарует нам этот мир... Вот отчего я так забочусь о силе Цезаря и славлю его власть!
  7. Истинно свободным может считаться только одно занятие, делающее нас свободными, а именно возвышенное, чистое высокое занятие философией.
  8. Философия и целебна, и приятна в одно время.

Итак. Если мы возьмем данный текст как есть, со всеми нашими языковыми привычками (относительно слова “философия” и “филология”), то нам останется только предположить, что, Сенека был книжным червем, весьма далеким от жизни. Ведь в современной жизни философы и филологи это как правило люди интеллектуальные (не сказать замороченные) и весьма далекие от практического подхода к жизни. Но если мы изучим историю жизни Сенеки, то поймем, как далек такой вывод от правды.

Но давайте начнем с того (а начинать надо всегда именно с этого), что автор не идиот и не простак. Ибо, если он идиот, то какой тогда нам смысл изучать его произведение? Раз уж мы приняли решение начать читать какую-то книгу, то давайте будем последовательны и сперва проверим гипотезу, что автор понимал, о чем он пишет, и идея, которую он стремился донести - это не полная бессмыслица. Иначе наше поведение будет слишком уж лицемерным - мы же не школьную программу изучаем. Если нам поначалу тяжело на подобную позицию встать, то будет полезно вспомнить Фердинанда де Соссюр с его “ассиметричный дуализмом языкового знака”. Кстати, вот тут по ссылке популярная иллюстрация: http://www.shishlov.info/read/?act=9&page=13, если вдруг кто не знает, что скрывается за этой фразой. Из небольшого текста по ссылке (Клюев, "Меж двух стульев") можно что-то понять, а можно просто так - повеселиться. Автор, безусловно, талантлив и знает толк в "извращениях".

Вторым шагом, когда мы признали здравый смысл автора, нам нужно попробовать встать на его место и попытаться найти такую мысль/идею/образ, ради выражения которой мы бы захотели подобрать именно такие слова и расставить их именно в таком порядке. Описанная стратегия, конечно, не гарантирует, что мы обязательно поймем позицию автора, но по крайней мере она повысит вероятность этого события.

Что-то у нас получится, но вероятнее всего мы наткнемся на ряд мест в тексте, которые будут вызывать диссонанс кажущимся отсутствием смысла. Скажем, в данном случае меня сильно коробит слово “философия”. Оно здесь настолько не к месту, что настойчиво напрашивается мысль, будто автор под ним понимал нечто другое, не то, что понимается сейчас. Перебрав доступный мне словарь и вспомнив, что “фило-софия” переводится как “любовь к мудрости”, я выбрал вместо него слово “религия”, а вместо “филологии”, соответственно, слово “теология”. Плюс к этому произвел минимальную стилистическую корректировку. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

  1. Как много бесполезного в том, чем занимаются религиозные люди! Как много устаревшего!..
  2. То, что было у нас раньше религией, стало теологией с тех пор, как мы учим тому, как следует спорить, а не тому, как следует жить.
  3. Самое имя религии достаточно ненавистно. Что же будет, если мы, религиозные люди, станем выделяться среди других людей странными привычками.
  4. Религия учит делать, а не рассуждать. Она требует, чтобы каждый жил согласно ее закону, чтобы жизнь не расходилась с речью, она не терпит пестроты, расхождения в поведении.
  5. Религия - не хитрая затея для толпы, изготовленная для показа; она не в словах, а в делах. Ее значение не в том, чтобы помочь забавно провести день или убить скуку во время досуга. Она образует и формирует дух, упорядочивает жизнь, управляет действиями, указывает, что надо делать и чего не надо делать; она сидит у руля и проводит судно через опасность волн. Без нее никто не может быть спокоен. Ежечасно происходит бесчисленное множество событий; они требуют совета, который надо просить у нее.
  6. Луциллий! Чем дороже груз, которым владеет путешественник, тем более он заботится о спокойствии волн и благодарен Нептуну за это спокойствие. Так и религиозный человек: ему нужен мир в государстве - чтобы размышлять в покое, - и он благодарен тому, кто дарует нам этот мир... Вот отчего я так забочусь о силе Цезаря и славлю его власть!
  7. Истинно свободным может считаться только одно занятие, делающее нас свободными, а именно возвышенная, чистая высокая религиозная деятельность.
  8. Религия и целебна, и приятна в одно время.

Маленькое изменение, и, казалось бы, “странный” текст становится совершенно логичным и вполне современным. Правда, остается вопрос, насколько такое действие является правомерным?... Но давайте рассуждать с практической точки зрения. В конце концов, мы же не знаем, что НА САМОМ ДЕЛЕ имел ввиду автор, и никогда этого не узнаем. Мы можем только предполагать. И в то же время только от нас самих зависит, проведем мы за книгой время с пользой для самих себя, или в очередной раз потратим время впустую. В том-то и проявляется талант читателя, чтобы найти душеполезный смысл в тексте, которому он уделяет внимание.

Исходная запись была опубликована в журнале на DreamWIDTH: http://quest4sanity.dreamwidth.org/107664.html
Tags: символы, школа толкования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments