?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться с другом Next Entry
Отречение от отречения
циклон
quest4sanity
Дзонгсар Кхьенце ринпоче был консультантом на съемках фильма "Маленький будда". Рассказывая о нем, Бертолуччи вспомнил самый конец съемок. Весь материал был отснят и ДДКР, описывая свои планы, сказал, что теперь вернется в свой монастырь в Бутане и уйдет в трехмесячный затвор. Там он будет медитировать, читать сутры, еду ему будут приносить к дверям, и за все три месяца он не увидит ни одного человеческого лица. Тогда Бертолуччи его спросил: "И что же, через три месяца он достигнет окончательного отречения?" На что Ринпоче ответил: "А не будет ли окончательным отречением отречение от отречения?"

Подобная постановка вопроса достаточно интересна. Помнится, в молодости, мы увлекались психологическими экспериментами в пограничных состояниях сознания (на границе между сном и бодрствованием). Классическая техника выхода на такую границу выглядела как поэтапное расслабление вплоть до ее достижения. Обычно такая техника делает нужное, но вот конкретно у меня она никогда не срабатывала. Я не мог подобным образом расслабиться. И тогда, изрядно намучившись, я изобрел свой собственный подход - просто нырял в бессознательный сон, из которого где-то через пять минут меня само по себе поднимало в точности на на нужную мне границу состояний. И вот тут, я вижу, что ДДКР фактически описывает точно такой же подход, но только в более глобальном формате.

Далеко не всегда удается достичь нужного состояния внутренней свободы, практикуя концентрацию, медитацию, йогу и т.п. практики. Расслабление, конечно, достигается, но это все равно не то, все равно остается некоторая внутренняя дисциплина, некоторое едва заметное напряжение, которое все портит. Можно месяцами и даже годами ходить вокруг да около, но так и не выйти в нужную точку. И вот тогда подход, предложенный ДДКР, скорее всего сработает. Если идти в отречении до самого конца, отметая один за одним все отождествления вплоть до момента, пока единственное, что останется, это само отречение, а потом отбросить и его, тогда и случится ТО САМОЕ. Такой подход подобен палке для переворачивания углей костра, которая, выполнив свое дело, сама отправляется в этот костер. И тогда не останется ни отречения, ни неотречения, ни усилия, ни отсутствия усилия. Тогда жизнь предстает в своем истинном виде. Пусть ненадолго, но все же это лучше чем бесконечно толочь воду в ступе практики. Наверное.

Ссылка по теме:
Пять элементов. Круговорот отождествления. Сансара.
https://quest4sanity.livejournal.com/160569.html

  • 1
А зачем вы усложняете? "Отречение от отречения" в буддизме обыкновенно означает неотождествление с любой формой, включая "понимание". "Если вам кажется, что вы понимаете - значит, вы не понимаете". Причем тут пограничные состояния? Буддизм очень простая штука. Пока им занимались индусы, они успели натащить туда гору дефиниций и прочей натурфилософии (поскольку индусы ментально ближе всего к немцам). Но в Китае всю эту мудрость выкинули за борт парохода средневековой современности. И правильно сделали.
Буддизм - это дзадзен. А дзадзен бесполезен. Но зачем-то нужен.

Вы говорите с позиции Махаяны (Великой колесницы), а в данном случае речь идет о Ваджраяне (Колеснице Плода).

И индийцы здесь ни при чем, ибо среди них почти нет буддистов. Возможно, вам не нравятся тибетцы. Но это значит, что вам не нравится Ваджраяна. Я тоже долгое время считал это направление весьма спорным. А потом Трунгпа и ДДКР меня переубедили. :-)

А касаемо данного поста. Я в нем обратил внимание на важность утраты контроля над ситуацией. До тех пор, пока мы контролируем ситуацию(пусть даже и в очень тонкой манере) мы все еще упускаем ТО. Невозможно жить полностью без контроля (из которого состоит Личность), но есть области психической активности где его наличии может быть нежелательным:
https://quest4sanity.livejournal.com/106662.html

Edited at 2018-09-03 04:54 am (UTC)

Строго говоря, тантра - ветвь Махаяны. Хотя мне она кажется чем-то максимально далеким от начальной простоты Будды. Этакое "православие", где перемешано язычество с христианством. Дзен на этом фоне типа "протестантизма", с попыткой вернуться к корням.
Все это цветущее многообразие сект и школ отражает только степень непонимания основных принципов Будды. У человека ничего нет, кроме 5 скандх, да и те пусты и врут. НЕКОМУ контролировать. Да и незачем.

Однако Мастера встречаются в любых школах и течениях, иногда в самых сомнительных. Их мы и читаем, им и пытаемся следовать. Так что мне понятен ваш интерес к ДДКР (кстати почему вы пишете ДДКР, а не ДКР?) Мастер не является продуктом школы, он использует школу для своих целей, одевая ее на себя как плащ. И часто поэтому воспринимается функционерами своей конфессии как нечто неудобное, даже подозрительное. Достаточно посмотреть на судьбу старцев в РПЦ.

Для меня этот человек оказался особенным, как и Чогьям Трунгпа. Лишь сравнительно недавно я понял, насколько они связаны с Четвертым Путем, да и вообще всем, что мне было со студенчества интересно. Об этом писал здесь: https://quest4sanity.livejournal.com/93208.html В том же году "случайно" наткнулся на жизнеописания некоего Айгвана Дорджиева. И вот после этого-то все и сложилось. Стало понятно, как в начале 20го века люди искали знание, где они это делали, кто им в этом помогал, почему в итоге все стало так, как оно стало, и какое я ко всему этому имею отношение. Ну а потом, пришлось менять свое отношение к пониманию Буддизма вообще и Ваджраяны, в частности. :))) Не жалею об этом. Дхарма больше чем просто Дза-дзен. Я говорю не про культуру, а про разнообразие проявления сущности.

Если будет не жаль времени, посмотрите его книгу "Почему вы не буддист" (в сети есть даже в аудио формате). Есть очень мало педагогов, которые способны говорить о глубоких вещах простым языком. Понятно, что такой подход часто рождает иллюзию понимания. Но тут уж ничего не поделаешь. Уши всегда значат больше чем язык.

Edited at 2018-09-03 11:30 am (UTC)

Про Дорджиева давно знаю. Мне всегда были интересны следы буддизма в России. Но, имхо, Россия была далекой провинцией, периферией в этой теме. Это все равно как искать православных учителей в Мексике или в Японии. Да и сами калмыцко-бурятские буддисты невысоко ценили свои успехи. Даже Монголия для них была источником святости, оттуда ламы и шли на север. Современники замечали, что даже средний уровень православных попов в тех краях был повыше. А при советах зачистили в ноль и то, что было.

Про ЧТР я слышал краем уха, книги его есть в сети, но вот "Почему вы не буддист" пока не нашел, только какие-то мутные серваки с вирусней. Если подскажете ссылочку, буду благодарен.

Сам по себе я человек всеядный, если что-то подсказывают, рад познакомиться.

Насколько я понимаю, Дорджиев был исключением из этого правила. Меня в истории о нем интересовал момент заинтересованности в передаче знания на Запад. И эта передача была организована. Да, процесс шел очень долго, и он до сих пор не завершен. Но это не значит, что "все пропало". Культура - очень инертное существо. Для нее пара сотен столетий - не срок.

Что касается ДДКР: можно я начну с маленького самолюбования? Просто потому, что сам я обратил внимание на данного учителя лишь после того, как узнал о его отношении к сопутствующему учению культурному фону. Насколько я понимаю, у вас тоже есть склонность отрицать странные педагогические подходы по причине того, что учитель мешает в одну кучу передаваемое учение и свои культурные предпочтения. В посте есть ссылка на его статью.
https://quest4sanity.livejournal.com/93108.html

Аудиокнига "Почему вы не буддист". Очень простым, понятным западному ученику, языком рассказывает о фундаментальных основах Буддизма. Не о культуре, не об этике, не о ритуалах, а о ФУНДАМЕНТЕ - Четырех печатях. Так же он разъясняет особенности различных течений Буддизма, делая акцент на Ваджраяне и искусных методах:
https://yadi.sk/d/nz3PX6H53aq7Qi

Фильм "Слова моего совершенного учителя", снятый его учениками. Фильм с определенной долей нарцисцизма (учеников), но на мой взгляд он тоже хорошо показывает особенности тех условий, в которых формировался взгляд ДДКР. Так же он дает неплохую вводную в Ваджраяну. Однако, с его просмотром могут быть проблемы, если акцент внимания будет сделан на мешанину язычества и буддадхармы. Наверное, в это случае будет лучше сперва уделить внимание книге вверху.
https://yadi.sk/d/FOfpgXaE3aq8W3

Мне недавно попалась книга Жуковской "О буддизме и буддистах". Большинство текстов там еще советские, подцензурные. Но масса информации о судьбах конкретных людей, про Дорджиева много. Издана книга недавно.

За ссылки спасибо, посмотрю.

А она есть в электронном виде? Я бегло посмотрел, везде лежат только ознакомительные фрагменты.

Не знаю. Я ее купил в Белых облаках зимой.
Не думаю, что ее зацифруют, слишком специальная книжка.

причём это сделать то довольно просто. Потому что по факту просто не надо делать ничего. Только расслабиться а потом и про расслабление забыть.

Если бы дело касалось только внутреннего настроя, то да, это было бы просто. Но поскольку нам приходится иметь дело с самскарами и их проекциями на мир, то требуется предварительно очистить ум практикой. И лишь потом можно очистить ум и от самого очищения. Делать это раньше бессмысленно.

  • 1