?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться с другом Next Entry
Йога vs гимнастика
Шинсу
quest4sanity
Проходя вчера мимо книги Айенгара задался вопросом, почему он назвал свой вид тренировки "йогой"? Вопрос не праздный, и ответ на него не такой банальный, как это может показаться человеку малоосведомленному. Дело в том, что сами упражнения, которые использует Айенгар, не имеют к индийской традиции никакого отношения. Эти упражнения были привезены в Индию британцами, где они сперва использовались при подготовки индийских солдат, а впоследствии расползлись по стране. В России впервые заговорили об этом где-то году в 2005, когда здесь появился перевод книги Марка Синглтона "Тело йоги. Истоки современной постуральной практики". Как сейчас помню дебаты на форуме Виктора Бойко в то время. И с того времени эта "бомба" взрывается в каждом новом поколении йогов.

На мой взгляд противостояние "Йога vs гимнастика" не стоит и выеденного яйца. Просто потому, что гимнастика - это хорошо. В отличии от других видов физической активности (я специально не говорю "спорта", ибо он - зло) гимнастика прорабатывает все группы мышц. Если во всевозможных атлетиках тело осознанно тренируется с перекосами, чтобы оно проявлялось более эффективно в конкретной специфичной активности, то гимнастика тренирует тело равномерно и с акцентом на правильную осанку. Таким образом гимнастика, бальные танцы и боевые искусства являются на мой взгляд наилучшим видом тренировки для людей, чья работа носит преимущественно интеллектуальный характер. Отец художественной гимнастики Петр Францевич Лесгафт выбрал ее как основу для подготовки своих подопечных не только и не столько потому, что гимнастические движения красивы. Гимнастика - гармонична и оптимальна для обычного горожанина.

Но это только одна сторона вопроса. А вторая, как я уже говорил - "Почему же все таки йога?" Все азиаты (и индийцы тут не исключение) достаточно консервативны и высокомерны, когда дело касается знания, пришедшего с Запада. Исторически и культурально Запад там рассматривается как царство Бездуховности. Кто думает, что в 21м веке такое положение изменилось, сильно ошибается. Богатство и сила никогда не считались признаками духовного развития. Западный менталитет там всегда оставался моральным изгоем. Так что, сейчас, когда Азия активно набирается сил и в любой момент готова вернуться к своему былому величию, возврат исконно азиатского высокомерия можно считать неизбежным. И если гимнастика смогла интериоризироваться в данную культуру, то только потому, что она оказалась действительно эффективной.

Однако, даже такой эффективности недостаточно, чтобы назвать ее традиционным для Индии понятием "йога". Индийцы - ужасные консервные банки (в хорошем смысле этого слова). Они очень заботливо относятся к своим традициям. За подобные несанкционированные вольности Айенгар мог бы нарваться на серьезные неприятности от своих сограждан. И если такого не произошло, то, значит, в его занятиях действительно присутствует "йога". Вот только она не такая, как принято считать на Западе.

Впервые данное слово встречается в Ведах, а точнее, в "Махабхарате". На Курукшетре Кришна говорит Арджуне, чтобы тот должен, установившись в Йоге, начать действовать. Эта широко известная фраза де-факто считается концептуальной основой Карма-йоги. Уже намного позже риши Патанджали определил термин "йога" как "прекращение волнений ума". Многие наверное знают буддийскую метафору про озеро, олицетворяющее ум человека. Если оно спокойно, то в нем отражаются солнце, небо, облака, деревья и трава. А если оно возмущено ветром мыслей, то не способно правильно отразить ничего. Так вот, "йога" по определению Патанджали, и есть такое спокойное состояние ума, когда все происходящее отражается в нем без искажений.

Айенгар, не раз вытаскивавший себя из состояния почти инвалидности, фактически занимался реабилитацией. А ключевым фактором любой реабилитации является работа в тандеме ум-тело. Нельзя просто взять и начать бездумно делать упражнение - вероятность получить травму слишком высока. Ум занимающегося должен быть спокойным и собранным. Он должен вчувствоваться в каждое движение. Эти движения должны быть очень точны и осмысленны. Мышцы должны работать синхронно, в точности следуя необходимой для упражнения технике. И йога (как состояние ума) для такого типа занятий подходит как ничто другое. Если мы внимательно изучим методику Айенгара, найдем мы там йогу? - конечно да. А раз так, то это и есть йога. Если мы изучим подход Кришнамачарьи, найдем мы там йогу? - И тут мы должны ответить да. А если мы возьмём современные Пилатес, метод Фельденкрайза, Александера, Вейса, найдем мы йогу там? - Да, конечно. Мы найдем йогу в любом современном направлении, заявленном как "Mind-body".

А раз так, то я лично не вижу никакого смысла ограничивать себя культуральными особенностями, которые пришли к нам из Индии. Данный тип гимнастики был изобретен в Европе. И ее возраст в России существенно больше чем ее возраст в Индии. Как следствие, западные методики как правило оказываются более продвинутыми, чем индийские. Так зачем связывать себя по рукам и ногам? Конечно, каждый решает сам за себя и для себя, но я уверен, если человек в чем-то заинтересован, то ему следует брать все, что помогает в достижении его цели, не ограничивая себя исскусственно культурными рамками. Иначе говоря, надо брать все, что есть хорошего в индийском подходе, а так же все, что есть хорошего на Западе, и пользоваться этим себе и другим на пользу.


  • 1
Спасибо. "Прекращение волнений ума"всегда актуально.

  • 1